Крупных лесных пожаров, возникших не вблизи населенных пунктов, дорог, рубок или водных объектов, в рамках этой работы в Иркутской области не обнаружено ни одного
МЧС России
Все крупные лесные пожары в 2016 году в Иркутской области возникли либо вблизи населенных пунктов, дорог и рубок, либо вблизи водоемов, то есть мест, часто посещаемых человеком. К такому выводу пришли специалисты лесного отдела «Гринпис России» по итогам исследования мест возникновения пожаров на территории области, сообщил руководитель отдела Алексей Ярошенко на сайте «Лесной форум Гринпис России». Этот вывод опровергает представления о том, что пожары разгораются в труднодоступных для пожарной техники местах от ударов молний.
В общей сложности были проанализированы места возникновения 327 крупнейших пожаров и установлена их пространственная связь с населенными пунктами, дорогами, вырубками и водными объектами. «Крупных лесных пожаров, возникших не вблизи населенных пунктов, дорог, рубок или водных объектов, в рамках этой работы в Иркутской области не обнаружено ни одного», — подчеркнул Алексей Ярошенко.
Руководитель противопожарной программы «Гринпис России» и один из создателей общества Добровольных лесных пожарных Григорий Куксин отметил на своей странице в Facebook, что места, в которых возникали пожары, — «маловероятные места для попадания молний». Он подчеркнул, что «доля пожаров от молний даже в этом, весьма богатом на грозовую активность, году очень мала».
«Пожаров, которые бы возникли на водоразделах, в труднодоступных местах, где только молния могла бы стать причиной — нет. Во все такие места пожары пришли от посещаемых и освоенных мест», — прокомментировал эколог результаты исследования.
Пожары в первые дни можно было потушить без авиатехники
Другой важный вывод, который, по словам Куксина, следует из исследования, — это доступность мест для пожарной техники. «Почти все эти пожары были доступны для тушения в первые дни даже без авиационной доставки людей и техники, почти везде можно было проехать. И опять же, в самые труднодоступные места пожары пришли, возникнув вблизи дорог и рубок», — отметил Куксин.
Аналогичное исследование проводится сейчас по Красноярскому краю. В «Гринписе» считают, что это поможет развеять миф о естественных причинах большинства сибирских пожаров и о том, что все крупные и катастрофические пожары возникают и получают такое развитие в труднодоступной местности.
«Может быть, станет более наглядно и понятно, что на ситуации реально сказывается колоссальный дефицит сил, отсутствие реального раннего реагирования, ну и искажение данных, которое приводит и к недофинансированию, и к задержкам в наращивании сил на пожарах», — заключил Григорий Куксин.
После завершения работы по Красноярскому краю в «Гринписе» обещают опубликовать подробное описание методики исследования. Как объяснил Ярошенко, для каждого из пожаров были выявлены термоточки или группы термоточек пожарной информационной системы FIRMS — наиболее известной системы мониторинга пожаров — за первый день развития пожара (по данным сенсора VIIRS спутника Suomi NPP).
Вокруг этих термоточек были построены буферные зоны шириной два километра. В эти зоны попали все видимые на космических снимках населенные пункты, дороги, рубки и водные объекты. «Сами контуры пожаров были получены путем экспертного визуального дешифрования космических снимков VIIRS и MODIS с учетом термоточек системы FIRMS», — уточнил Алексей Ярошенко. Дороги и вырубки учтены не все, так как мелкие дороги и свежие рубки могут быть не видны на снимках.
В июне в Иркутской области из-за лесных пожаров был введен режим чрезвычайной ситуации, причем в иркутском правительстве пришли к аналогичному выводу о связи пожаров с человеческим фактором. «Мы посмотрели по карте, большинство пожаров возникает вдоль дорог, по которым передвигаются отдыхающие, рыбаки и охотники. Поэтому мы будем пересматривать вопрос о допуске людей в эти места в пожароопасный сезон, — заявлял заместитель председателя правительства Иркутской области Виктор Кондрашов на совещании в Качугском районе.
Режим ЧС в области был снят только в конце сентября. Согласно статистике, с начала пожароопасного периода на территории области было зарегистрировано 1589 пожаров, общая площадь составила 404,7 тысячи гектаров, из них 45 тысяч гектаров — нелесная.
Ситуация с пожарами в этом регионе и в Бурятии вызвала критику федеральных властей. Глава МЧС Владимир Пучков трижды вылетал на места и проводил оперативные совещания, а журналисты обвиняли губернатора Иркутской области Сергея Левченко в том, что он «проспал» пожары, чрезмерно увлекшись выборами в Госдуму.
Прокуратура Иркутской области
Источник: http://www.newsru.com/russia