Бывшие хулиганы идут в плей-офф. Как они это делают?
Все в шоке.
Мне не очень просто говорить про «Витязь» времен стыка десятилетий, потому что с хоккеем тогда у нас были непростые отношения. Он требовал времени, которое уже было занято бурной личной жизнью, творчеством группы Sigur Ros или просто очаровательной пустотой — в общем, у нас не клеилось. Но тот «Витязь» перепрыгивал границу хоккейного мира и попадал во все телевизоры страны — разумеется, добираясь и до меня. Совсем ничего не знать о нем было нереально, в основном из-за стиля игры. Этот стиль в лиге уважали: команду из-под Москвы тогда боялись примерно как сейчас боятся СКА. И знаете, они реально похожи — как сейчас Питер ударно начинает игры, так и в 2010-м чеховцы их ударно начинали. А иногда даже помощнее.
Этот случай с «Авангардом» вроде и отдельная история, потому что с Омском у назаровского «Витязя» (да, его тренировал Андрей Назаров) была бурная личная жизнь, а вроде и с другими командами было не хуже. Хайлайтов хватит на короткометражку про бессмысленность и беспощадность. Вот Бреннан, Тарнаски и Мирасти гоняют по льду «Атлант», вот Яблонски убивает Рязанцева из «Трактора», вот от Бреннана достается Артюхину, который тогда пылил за СКА, вот уже «Витязю» прилетает от болельщиков Минска. А вот сам Андрей Назаров швыряет бутылку в Александра Свитова, хотя извините, заигрался, это уже другая история.
В общем, «Витязь» был страшной и одновременно смешной командой — ходили слухи, что по ночам игроки едят младенцев, но до плей-офф им было как до Луны. Прошли годы, громкая хоккейная франшиза затухла от серости результатов и собственной игры, обернулась странным статусом фарм-клуба СКА и мирно забылась вдали и от вершин.
А в этом январе «Витязь» обнаружил себя в плей-офф и хотя команда сейчас совсем другая, ее тренирует совсем другой человек и не все хоккеисты предпочитают работу с грушей занятиям на льду, все равно как-то непривычно. На уровне рефлексов или даже подсознания. Смотришь в таблицу, видишь отрыв от девятого места и такой: «Что?!». Подольск в плей-офф? Камон, такого не было никогда. И сейчас я, человек, который удивлен не меньше вашего и чуть лучше следит за хоккеем, чем в 2010-м (успокоилась личная жизнь, да и Sigur Ros давно не выпускали альбомов), расскажу вам, как это произошло. С помощью технико-тактических гифок, разумеется.
Отличная работа Валерия Белова
Валерий Белов (неважно по чьим конспектам) соорудил вполне стильную команду — такими же стильными середняки получаются, например, у Андрея Разина, хоть и играют они по-другому. Налицо две главные фишки тренерской команды. Во-первых, хоккеисты знают ответы на все ключевые вопросы об игре: все понимают, что и в какой ситуации делать, паника исключена даже в ситуации, когда по Сятери бросают 20 раз за период. Второй момент — команда четко реагирует на происходящее на льду. О деталях мы поговорим ниже, отметим именно спокойствие и реакцию. «Витязь» всегда играет, отталкиваясь 1) от счета, 2) от своих интересов в матче. В небольших клубах КХЛ такое встречается не часто, гораздо активнее используется парадигма «ну, как пойдет» или «главное — играть в свой хоккей».
Например. «Витязь» достаточно осторожная команда, подольчане не играют в техническое давление всегда. Но могут его применить, когда в этом есть смысл — и есть момент. Они запросто могут начать активно, отобрать шайбу и тут же забить.
А могут, если нужно, затянуть игру за счет контроля шайбы на своей половине — чтобы сэкономить энергию и потянуть время. От этого контроля они играли в Уфе, где дотерпели и выиграли в основное время.
Вообще, примерно этим отличаются две модели игры «Витязя» Валерия Белова: на экономных настройках команда играет осторожнее, не бежит всеми игроками в атаку и очень низко садится на свои ворота в позиционной обороне, чтобы собирать отскоки от Сятери (а этих отскоков бывает очень, очень много).
Простота и эффективность
Давайте к деталям. В смысле основы — игры в средней зоне — Белов придерживается классики: 2-2-1, высокие или пониже, в зависимости от ситуации/соперника. То есть в Уфе конструкция вырастает между красной и своей синей линиями, дома против «Динамо» отбор начинается на чужой синей.
При всей вариативности в игре «Витязя» все-таки есть главная ценность — это простота. Среднюю зону всегда проходят как можно быстрее, самым простым способом – чем прямее, тем лучше. Это может быть пас по борту или проход Афиногенова, один из которых мы тоже увидим, или какая-то самая простая «двоечка». В этом случае «Салават» пошел меняться и слегка подставился, освободил среднюю зону для прямого прохода, но нас интересует, что команда Белова в принципе настроена проходить центр именно так. И потом — сразу на ворота: а ведь это с шайбой еще и защитник, Якуб Ержабек.
Я недавно переслушал пламенный отжиг Андрея Разина в ижевской раздевалке — там тренер говорит о том, чтобы все атаки два в два, три в три переводить в позиционные — вот на контрасте, «Витязь» в основном их старается доводить до броска, особенно в режиме «на удержание».
Великолепный Харри Сятери
Почти все беловские схемы сгорели бы без этого замечательного финна с суперблином на правой руке. Реально, блин почти волшебный. Другое дело, что во многом от игры Сятери Белов и выстраивал свою подольскую систему. В общем, неважно что там было раньше — главное, что все работает. Что финский вратарь готов к большому количеству бросков, готов отбивать сложные шайбы и делает это каждую игру. И это всегда актуально — даже в победе 9:6 над Минском, где вроде вратари и не были героями, где Сятери, например, могли бы и поменять, он отработал много классных смен и не дал минчанам приблизиться в счете. Своей игрой он позволяет опускать защитников ближе к пятаку, чтобы подбирать отскоки и не допускать бросков в упор — с дальними Харри справляется почти железно.
В общем, такие отрезки в исполнении вратаря — это подольская классика.
Но интересно вот что: Сятери уже месяц вне игры, а «Витязь», как статую из «Утиных историй», даже не поцарапало. Вскрылся интересный момент беловской системы: Игорь Сапрыкин сейчас в воротах работает не хуже, он отличный вратарь, играет на уровне цифр Сятери, но не поменялась еще одна цифра. «Витязь» продолжает блокировать тьму бросков: редко на пару-тройку больше соперника, а в основном — на порядок. При этом соперники все равно в створ бросают чаще — в сумме преимущество по броскам над «Витязем» грандиозное почти у всех. В общем, это чуть-чуть очистило замыслы тренера. Не имея классных защитников (даже к Ержабеку есть вопросы), он обороняется числом, стягивая игроков к пятаку — они берут на себя массу бросков, а до вратарей долетают те, что не удалось накрыть. Это, в теории, не самые сложные выстрелы из трудных ситуаций.
Вместо гифки эту историю лучше демонстрируют как раз цифры — той самой легендарной игры с минским «Динамо». Вам в раздел «БлБ».
Группа игроков на хорошем ходу
Время банальностей — никакая система не будет работать без игроков. Этот «Витязь» тащит целая группа, в которой не без сюрпризов. В этой группе легионеры Роман Горак, Якуб Ержабек, Марио Кемпе, Миро Аалтонен и группа выстреливших россиян. Что не имя, то сюрприз — Алексей Копейкин, Максим Афиногенов и Алексей Макеев. Техничный и понимающий игру Копейкин нашел себя в звене с легионерами Аалтоненом и Кемпе, реально их понял и успевает в нужные места в нужные времена. Химию между собой они выработали приличную — это видно и в позиционных атаках, и с ходу, иногда получается совсем кружевно.
Макеев классно вписался в звено к Афиногенову: у них с Александром Никулиным получилось своеобразное быстрое, мощное, пускай и простое, звено. И там очень велика роль Максима, который временами великолепен, отдает смелые резкие передачи и выдает себя самого образца начала нулевых.
Афиногенову 37 – и он снова крут
Отработанное большинство
Ну и отдельная строка — в смысле большинства «Витязь» третий в лиге, после «Магнитки» и СКА. Понятно, что, по сути, именно эти цифры — 25% реализации лишнего — и держат подольчан в зоне плей-офф. Без этих голов отрыва от девятого места могло и не быть.
Так вот, в большинстве у Белова два варианта, один из которых считается основным, а второй — очень прост. Второй вариант — звено Никулина с защитниками Семеновым и Головковым, с которыми оно и играет обычно. Главное оружие там — все тот же Афиногенов и конкретно его прострел на Макеева. Этот же прострел у них работает и в равных составах.
Основной вариант, который проводит в большинстве не меньше минуты — это сборная легионеров плюс Алексей Копейкин. Расстановка зонтиком и важная роль у Марио Кемпе, который работает на дальнем пятаке и готов, например, к подставлениям — это их отработанная с Аалтоненом геометрия.
Большинство дорожает в играх с лидерами, когда «Витязь» играет осторожно и пытается зацепить хотя бы прожиточный минимум очков.
Итогом напрашивается короткий прогноз на тему перспектив команды в плей-офф, но седьмое-восьмое место и возможные стычки с армейцами делают этот разговор несерьезным. Интересно другое — пробить рецепт создания команды под плей-офф КХЛ. По подольскому опыту, все не так уж и сложно: думающий тренер с рабочими идеями, пачка достойных легионеров, два вспоминающих молодость ветерана — и везение в вопросе с вратарями. По сути, просто, на деле — попробуй реализуй.
Фото: vk.com/hcvityaz
Источник: