Команда, которая срочно ищет тренера
Павел Копачев – о российских биатлонистках.
Я знаю, что Александр Касперович, главный тренер сборной России, внимательно читает Sports.ru. И знаю, что он часто бывает недоволен нашими текстами.
Так вот, пользуясь случаем, хочу тоже выразить недовольство. Непонимание. Недоумение.
Понятно, что женский биатлон у нас проблемный. Понятно, что за год или два не найти новых Резцовых или Зайцевых. Но если бесконечно ошибаться и ходить кругами, то вряд ли можно вылезти из ямы, вернуть потерянную квоту на Кубке мира (6, а не 5 человек, как сейчас), разжиться медалями.
На ЧМ-2017 в Хохфильцене мы выглядим нелепыми. Не по результату – в конце концов, вчера впервые за 9 лет зацепили медаль в смешанной эстафете. Сегодня две девушки – Услугина и Акимова – заехали в двадцатку. Это совсем не плохо.
Нелепы наши поступки и решения. Наши оправдания.
Нехитрая математика.
Женская сборная привезла в Австрию 7 биатлонисток. Еще до первой личной гонки осталось 5 – минус Глазырина, о проблемах которой знали еще в межсезонье, и Виролайнен, у которой «обострились старые болячки». А если вспоминать вчерашний прокат Подчуфаровой в смешанной эстафете и слова после финиша, то, по сути, остались 4 здоровые девушки.
Акимова плюс трио с Кубка IBU/чемпионата Европы – Старых, Слепцова и Услугина.
За половину сезона мы получили вот такой квартет.
Лучшей в спринте, к слову, стала Ирина Услугина (15-е место), которая узнала о том, что побежит, на утренней тренировке. Ира, конечно, молодец, «выбила» ноль, но… Это говорит скорее о слабой готовности команды, чем о силе Услугиной. При идеальной стрельбе тюменская биатлонистка не боролась даже за топ-10. Минута проигрыша ходом, скорострельность тоже не супер.
Результат Услугиной лишь подтвердил очевидную мысль: наши тренеры не умеют оценивать готовность спортсменок здесь и сейчас. Не знают или не разбираются в их физическом состояним. Возможно, Глазырина пробежала бы лучше Услугиной (этого уже никто не узнает), но уж точно Услугина готова лучше Слепцовой. Но на старт изначально заявили именно Слепцову, потолок которой в общем-то понятен…
Ну и главный вопрос, которым уже задавался коллега Самбур:
— зачем вообще привозили Глазырину, если о ее проблемах было известно еще в межсезонье? А уж после декабря, когда информация стала доступной, упорствовать в отношении Екатерины точно не имело смысла… Но тренеры и руководство СБР настойчиво продолжали возить Глазырину. Ну вот правда, на что надеялись?
Зато Дарья Виролайнен, лидер Кубка IBU, не получила ни одного шанса на Кубке мира. Не было ни одного повода проверить Дарью?
К ротации и стратегии вообще много вопросов.
В 2015-м сборная так боялась привлечь молодежь, что талантливую Ульяну Кайшеву после 61-го места в Поклюке спрятали аж до конца сезона. В 2016-м стали привлекать – осторожно-осторожно, с января – ту же Кайшеву, Сливко и Услугину. Вику Сливко не поставили ни на одну личную гонку, зато дважды бросили в пекло эстафет, где она предсказуемо сгорала.
Вот и получилось, что к ЧМ-2017 команда подошла без накатанного эстафетного квартета. Без Глазыриной, которая и так пропустила 2 из 3 эстафет по «темным» причинам. Без Виролайнен, которая таинственным образом заболела. Где, кстати, дочка Анфисы Резцовой? Молчит Касперович, не знает Норицын… И, по сути, мы остались без Подчуфаровой, которая еле-еле осилила 6 км в миксте. Это не вина Ольги, так вот ее натренировали. Или просто на большее она объективно не готова.
Ну и главное:
– честно: я, как и большинство коллег, а также тренеров, с которыми общаюсь, не понимаю стратегию женской команды. Как мы собираемся выбираться из ямы? Нет, не надо чудесных слов про то, что «работа кипит», «команда сильно добавила», «у нас появилась Акимова»… Две медали за сезон и 13-е место в эстафете – это путь вниз даже по сравнению с прошлым сезоном.
Какой у нас план: ставим всех сильнейших/возрастных или, как немцы после Ванкувера, обновляем команду и даем больше шансов молодежи? Терпим и ждем или выбрасываем после одной/двух/трех неудачных гонок?
Кто у нас вообще рулит женской командой – старший тренер (до сентября) Медведцев или старший тренер (после сентября) Норицын? Или все-таки Александр Владимирович Касперович, который негласно принимает все решения?
На самом деле женской команде остро необходим думающий, самодостаточный, современный специалист, которого бы уважали и которому доверяли. И который бы на вопрос «где Глазырина?» не отвечал «это тактический ход» и не делал из себя посмешище.
Единственный тактический ход, который есть у тренеров сегодня, – это хаос.
В нем и живем.
И это неправильно.
Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Алексей Филиппов
Источник: