«Сейчас мы напьемся, даю слово». Болельщики «Спартака» – о чемпионстве
Евгений Марков пообщался с теми, кто ждет больше 15 лет.
Последний раз «Спартак» становился чемпионом осенью 2001 года — в золотом матче команда Олега Романцева победила «Зенит» и в девятый раз выиграла чемпионат России. Никто не догадывался, что это последний титул красно-белых на много лет вперед, но сейчас клуб близок к золоту как никогда: Массимо Каррера вылепил качественную команду, которая умеет эмоционально побеждать и уже долго идет на первом месте.
Мы спросили у болельщиков «Спартака»:
— Где вы были и что делали в тот день, когда «Спартак» последний раз становился чемпионом России?
— Почему клуб с тех пор ничего не выигрывал?
— Что вы готовы сделать, если «Спартак» в этом году станет чемпионом?
Сергей Белоголовцев, ведущий и актер:
— Для нас это была приятная традиция — мы воспринимали золото как нечто вечное и неменяющееся. Не скажу, что как-то особенно праздновал то чемпионство, потому что никто не думал, что оно будет последним. Получился очередной семейный праздник: собрались, выпили и посмеялись, как мы всех разделали под орех. Ничто не предвещало такого жуткого и печального падения.
— Главная беда — управление командой. В отличие от ЦСКА, у нас не было грамотного, взвешенного и стороннего управления. Ведь каждый должен заниматься своим делом: селекционеры — своим, финансисты — своим, а хозяин может сидеть среди почетных гостей и похлопывать всех по плечу. У «Спартака» не было правильного менеджмента, клуб все не приглашал нужного тренера или же не мог найти с ним общий язык. Унаи Эмери был для нас невероятной находкой, но в клубе его не услышали. Поэтому мы пока не ПСЖ.
— Если бы у меня были усы, как у Валерия Газаева, я бы пообещал их сбрить, тем более он этого так и не сделал. Но у меня их нет, так что соберу в большом доме всех своих друзей, всех кузьмичей — и мы будем праздновать целые сутки.
Иван Выродов, он же «Глушаков — похороны»:
— Тогда у меня еще не было возможности болеть у телевизора, поэтому золотой матч с «Зенитом» я смотрел в записи. В 2001 году я еще учился в школе. Именно тот день я, конечно, не помню, но, как мне рассказывали старшие, после частых чемпионств это казалось чем-то обыденным. Только батя подначивал, когда в «Спартаке» началась неразбериха. Никто и не думал, что это последнее чемпионство и мы будем так долго жить без трофеев.
— Пришел Червиченко, часто менялись нападающие, приезжали непонятные легионеры — кого там только не было! Робсон и другие были еще в порядке, но потом появлялись всякие Фло — то есть те, кого иностранцами трудно было назвать, слов таких даже не было. Такая политика отмывания денег: вратари играли по одному матчу, а потом исчезали; или Маркао — забил два гола «Арсеналу» и через полгода пропал.
— Уже пообещал супруге, чтобы в этот день меня не ждала. Мы сейчас переехали в новый дом, и в соседней квартире живет такой же спартаковец, как и я: мы теперь можем не ходить в гости, а перекрикиваться. А раньше я жил на пятом этаже, после важных побед выходил на балкон с шарфом и — сколько бы не было времени — кричал на всю улицу: «Мы это сделали!». Так же я сделаю, когда мы дождемся десятого чемпионства, и уверен, что многие меня поддержат. В Шебекино я всех подсадил на футбол, меня даже звали на выезд в Краснодар — писали «Вань, давай, отвезем и привезем» — а у меня работа и малой, так что не получается. Жена все шутит: «Ты уже раз съездил, о тебе вся Россия узнала».
Алексей Маклаков, актер:
— Как и для любого спартаковского болельщика, для меня это был незабываемый день. Наше чемпионство я увидел по телевизору и сразу же выпил бокал за счастье и процветание любимого клуба. А потом сказка кончилась, причем у всей страны и у всего профессионального футбола — наступало тяжелое время нулевых, никто не мог гарантировать будущее практически нигде.
— Очень точного и поразительно краткого рецепта у меня нет. Здесь завязано все: и психология, и страна, и тренерский штаб, и футболисты, и смена поколений — вообще все, что можно вместить. Найти однозначный ответ я не могу.
— Я исключаю слово «если»: его для меня не существует, когда я болею за свой клуб. Уверен, мы станет чемпионами и все будет хорошо. Так как не пью уже 15 лет, ограничусь стаканом вишневого сока, поеду поздравлять друзей среди футболистов и болельщиков с победой, которую мы так долго ждали.
Сергей «Kefir» Никифоров, блогер, киберспортсмен, выступающий за «Спартак»:
— Мне было восемь лет, и я почти не помню матчи того времени — только какие-то голы, но не сам золотой сезон. Поэтому я еще не знаю этих эмоций, когда мой клуб — чемпион, хотя вся наша семья болеет за «Спартак», а я «спартач» третьего поколения. Для меня это будет что-то особенное, я жду этого очень давно и хочу наконец насладиться этим моментом.
— Может быть, «Спартаку» не хватало киберспортсмена внутри команды, и сейчас, когда они меня подписали, у клуба может все получиться. А если серьезно, то много причин. Сейчас говорят, что у «Спартака» появилась команда, каждый борется друг за друга, и клуб выглядит единым коллективом. Такая история была еще пять лет назад при Карпине, когда мы занимали вторые места. Но всегда не хватало каких-то деталей и больше всего удачи: например, когда боролись за первое место с «Зенитом», но Домингес вытащил мяч из-под перекладины, и кубок отправился в Раменское.
— Если в теории будет золотой матч (не обязательно в этом сезоне), я поеду туда с видеокамерой, попытаюсь оказаться внутри команды и показать все эмоции. А если все получится в этом году, то в конце сезона раскрою секрет, чем именно я занимался на зимних сборах «Спартака»: что не снимал видео, а рассказывал свои тактику и видение игры, которые и повлияли на возможное чемпионство. Сейчас все складывается очень хорошо, и дай Бог, чтобы все так и продолжалось. Все влюбились в «Спартак», все любят Карреру и переживают за нас — даже болельщики других клубов. России нужен сильный «Спартак», по нему соскучились в Лиге чемпионов. Но очень боюсь сглазить, так что три раза стучу по дереву.
Виктор Шендерович, журналист-публицист:
— В те годы «Спартак» чаще становился чемпионом, чем не становился, поэтому конкретно тот день я не помню. Разумеется, помню тот состав, как и многие спартаковские составы. Это было замечательное поколение, вполне достойное предыдущих: последнее, за которое хотелось болеть и которое вызывало радость. Сегодня в команде тоже есть человек, который для меня символизирует надежду — это Глушаков. Что-то есть в этом игроке, его неистовости, страсти и мастерстве, но прежде всего в характере и самоотдаче. Вот Денис для меня игрок того мифологического «Спартака», который можно собрать по несколько человек из поколения: Рейнгольд, Хусаинов, потом Дасаев и дальше до Тихонова, Цимбаларя, Титова и Аленичева. Глушаков для меня тоже в этом ряду.
— Внутри клуба изменилось целеполагание: происходящее в последние романцевские годы и после сильно напоминало работорговлю. Целью был заработок денег — поэтому постоянно покупали, продавали и набивали цену на игроков. Гораздо больше зарабатывают в великих клубах, но в великих клубах ставят великие задачи, и невозможно представить, что внутри «Реала» или «Манчестер Юнайтед» существовала внутрення негласная договоренность, что главное — бабки, а чемпионство — потом. В «Спартаке» это было заметно даже на поле, ведь все передавалось футболистам. Зрители тоже не дураки: они не знают подоплеки, но видят результат. Чем Тихонов и Цымбаларь, отличаются от тех, кто остался тогда в команде, нам тоже было понятно.
— Не делаю каких-то обещаний. В этот день я буду просто счастлив: если «Спартак» станет чемпионом, это будет машина времени. Когда это случалось в последний раз, я был почти на двадцать лет моложе. Так что, конечно, это машина времени.
Артем Шмелев, фоторедактор Sports.ru, автор блога «Без паники!»:
— Тогда я зажрался, и этот день был будничным. Казалось, что ежегодная победа в чемпионате — обязательная вещь. Как Новый год. В 13 лет я не замечал, что времена меняются: усиливались конкуренты, ослабел сам «Спартак», зима была совсем близко. Что там? Очередное чемпионство? Пффф, скука. В 2001-м меня больше волновало неудачное выступление «Спартака» в Лиге чемпионов. Еще год назад любимый клуб в мой день рождения громил «Арсенал», а мы с папой безуспешно пытались попасть на забитые (82 тыщи!!!) «Лужники», чтобы увидеть игру с «Реалом». А тут не можем обыграть «Фейеноорд» и «Спарту». Как же так? «Хорошо, что у нас есть обязательная путевка в ЛЧ через чемпионат. В следующем году пошумим», – думал я. Пошумели. 1:18.
— Ответ — на отдельную книгу. Если очень кратко, сначала — абсолютная неготовность к появлению реальной конкуренции. Поздний Романцев явно не понимал, как работать в новых условиях. А что за имена тогда были! Огунсанья, Баги, Шафар, Зоа, Фло… Признаю, в червиченковских 2003-2004 я слегка поглоривал за «Крылья Советов».
При Федуне «Спартак» ожил и превратился в классического чокера. Несколько раз золото было совсем рядом, но в решающие моменты красно-белые руки дрожали, а красно-белые ноги не слушались. ЦСКА, кстати, наоборот, в безтрофейные спартаковские годы стал идеальной командой-клатчером. Кучу побед и титулов армейцы забрали на флажке.
И конечно же, знаменитый культ стеночек и забеганий. У клуба долго не наблюдалось внятной стратегии, а владелец «Спартака» просто хотел, чтобы фанаты были довольны. Проблема в том, что у большинства болельщиков (а среди них есть и вполне легендарные экс-футболисты клуба) наблюдался синдром утенка. Эти люди остались в 90-х и не приняли другой стиль команды. Спартаковский короткий пас. Спартаковские кружева. В идеале — спартаковский дождь. Все должно быть по канону. При Каррере «Спартак» играет в самый нетипичный для себя футбол за последние 10 лет. И побеждает. Культ стеночек и забеганий ослаб, но не исчез. Очень не хочу это проверять, но пара-тройка поражений, упущенное чемпионство — и он снова может окрепнуть.
— Женюсь. Эти события не идеально связаны, но их потенциальные даты очень близки. Обещаю, что с моей стороны чокерства не случится.
Игорь Золотовицкий и Юрий Кравец, актеры МХТ:
Золотовицкий: Мы точно выпивали с Сан Санычем Калягиным и Александром Львовым. В 2001 году приняли чемпионство как должное: было приятно, но кто, если не мы? Это не то, что будет сейчас — вот сейчас мы напьемся, даю слово. Потому что МХТ весь за «Спартак»: Вячеслав Невинный болел, сейчас — Олег Палыч [Табаков], а мы отчитываемся перед ним за проделанную работу.
Кравец: В то время я жил в Саратове (откуда родом еще и Олег Табаков), а там очень много болельщиков «Спартака». Пошагово тот день я не помню, зато остались впечатления: мы были очень рады и всегда отмечали это событие. А сейчас-то как хочется — сил нет! Ждем с нетерпением.
Золотовицкий: Существуют такие культовые пространства, как МХТ и другие театры. И то же самое в футболе, где «Спартак» и ЦСКА. Там всегда все непросто, когда меняется эпоха одного человека — уходит Ефремов, приходит Табаков; уходит Романцев, начинается совсем другое время. Это не плохо и не хорошо — это нормально, это жизнь. Посмотрите на великие европейские клубы: что сейчас происходит с «Интером», «Миланом» и «Арсеналом». Такое случается везде, и мы не исключение. Банально сказать, что «Спартак» — народная команда, но она действительно востребована любовью и постоянно находится под давлением. Поэтому я преклоняюсь перед всеми, кто руководил «Спартаком» (удачно или неудачно) — это мужественные люди.
Массимо Каррера еще не обременен всеми этими обязательствами, он пока наслаждается и заражает своим энтузиазмом ребят. Это сродни театру, где атмосфера тоже очень важна. Футбольный клуб — очень сложный организм, там все должно совпасть. Плохо сыгранный матч, как и роль в спектакле: после нее ты кажешься бездарным, и тебя не выпустят на сцену в следующий раз. Надо, чтобы все сложилось одновременно, потому что хороший пас может зависеть от того, что футболист утром не позавтракал, сказал какую-то грубость или отнял компот. Они же все еще мальчишки: одно слово, и передачу тебе уже никто не отдаст.
Кравец: Здорово, что «Спартак» стал такой командой, где, кроме победы, все остальное не считается. За эти годы были и вторые места, и третьи; для любой другой команды серебряные медали — это победа, а для «Спартака», к счастью, нет. Хорошо, что у клуба такая высокая планка.
***
— Мы готовы бесплатно пригласить весь состав «Спартака» на лучший спектакль Московского Художественного Театра. Юрий Анатольевич Кравец (первый заместитель директора МХТ), Игорь Яковлевич Золотовицкий (заместитель художественного руководителя) — приглашаем! Считайте, что это Олег Палыч вам обещает.
— На какой именно спектакль?
— Выберем тот, который идет шесть часов, чтобы ребята поспали и хорошо сходили в буфет.
Фото: Gettyimages.ru/Dima Korotayev; globallookpress.com/Dmitry Golubovich; vk.com/Иван Выродов; facebook.com/fcspartak/Alexander Stupnikov; vk.com/Сергей Никифоров; РИА Новости/Кирилл Каллиников; twitter.com/artemshme; РИА Новости/Владимир Песня
Источник: